Владимир Рафеенко стал лучшим в номинации «Крупная проза». А в категории «Малая проза» победила Марианна Гончарова. Правда, радоваться за наших нужно осторожно, считает арт-обозреватель Елена Чиченина.

Единственным «не нашим» победителем стал Олег Дозморов, который пишет стихи на «великом и могучем» под звуки британских дождей. И еще - Александра Черносвитова наградили за популяризацию Александра Пушкина в Испании. А вся проза, и большая, и малая - за нами.

«Демон Декарта» донецкий писатель Владимир Рафеенко называет «романом-сновидением». Кстати, два года назад Рафеенко уже получал «Русскую премию». Опять же, за большую прозу, но место было другое. Тогда автор, держа в руках награду, сказал кое-что о русскоязычных писателях в Украине. Автор предположил, что существует проблема самоидентификации. Впрочем, добавил и о том, что человек принадлежит к той нации, на языке которой говорит с собственной совестью.

Русскоязычные тексты на Донбассе - дело привычное. Но не на Буковине. А именно оттуда Марианна Гончарова, чьи рассказы получили «Русскую премию». Так, ее «Дракон из Перкалаба» жюри признало лучшим в «Малой прозе». Кстати, в составе жюри было сразу два украинца - Андрей Курков и Александр Кабанов. Очевидно, территория, на которой живет писатель, все же сказывается. Текст Гончаровой, хоть и русскоязычный, но украинскость автора чувствуется вполне. Различные мольфары, колдуньи, карпатские детали. Не говоря уже о множестве украинизмов. Словом, нечто среднее между Николаем Гоголем, Марией Матиос и Ладой Лузиной.

Судите сами по этому отрывку: «Так эта Параска увела у своей дочери жениха и сама за него замуж вышла. И теперь дочка Параски, послушная Маричка, медлительная, неповоротливая, покорная и дебелая девица, полная противоположность своей шустрой маленькой мамке, называет по требованию строгой своей родительницы бывшего своего суженого, всего на четыре года ее старше, «тато» и на «вы».
- Тато, йдить вечеряты.»

«Чтобы победить дракона, нужно в него поверить», - вот как пишет в аннотации к своей книге Марианна Гончарова. И, к слову, своего «Дракона из Перкалаба» писательница фантастикой не считает. В отличие от председателя жюри Сергея Чупринина. Российскому каналу «Культура» он сказал, что в этом году конкурс превратился в настоящую битву двух типов литературы: «Это произведения жизненные, реалистические, то есть живущие в тех или иных проблемах либо России, либо страны пребывания, в которой живет писатель. И такая проза и поэзия артистического характера - волшебство, фантазия, отлеты к нашей грешной реальности. В этом году, безусловно, победила проза второго типа. Проза артистическая, художественная в строгом смысле этого слова».

Теперь о не слишком приятном. В этом году жюри пришлось выбрать, как говорится, «лучших из худших». По крайней мере, в этом убежден председатель жюри Сергей Чупринин. В интервью «Московскому комсомольцу» он сказал, что очевидных фаворитов не было. Мол, приходилось выбирать между произведениями на «4» и на «4 +». И еще господин Чупринин добавил важную вещь. Писатели все больше описывают собственную персону, теряют фантазию и разрушают диалог с читателями. Все же литература - это не место для откровенного и бессмысленного любования самим собой.