В том, что мы живем в эпоху великого переползания букв из бумаги на экраны, можно убедиться в киевском метро. Читают многие, но литературному критику уже слишком сложно понять, что именно. Ведь читают со смартфонов, электронных ридеров, планшетов и других гаджетов, поэтому подсмотреть можно разве что марку производителя устройств.

Другое дело - что читают. В законопослушных странах, где уважают авторское право, происходит просто переход книг на новый носитель, а все веками наработанные схемы их распространения мало изменяются, поскольку базируются на том, что автору все равно нужно платить, пусть и электронные деньги. Зато большинство украинских владельцев покетбуков и киндлов откровенно считают, сколько сэкономили на том, что ранее покупали книги в магазинах, а сейчас просто скачивают из интернета. К тому же все, включая новинки.

Если американский «Проект Гутенберг», посвященный оцифровке всех ценных с культурной точки зрения книг человечества, придерживается буквы авторского законодательства, то есть переводит на электронный носитель книги, авторы которых умерли не позднее 1942 года, то в Украине от презентации нового произведения до его появления на пиратском ресурсе проходит не более двух недель. К тому же во многих случаях даже ресурс этот будет не отечественным, а «сопредельным», украинцы слишком ленивы даже для того, чтобы поддерживать пиратские ресурсы своим энтузиазмом, но прекрасно идут прицепом, как «литература на других языках», к российских пиратским развалам.

Украинское книгоиздание, похоже, не дождется тех времен, когда будут публиковаться доклады Верховной Рады по спискам пиратских рынков в Америке и Азии, на которых будут продавать ворованный из Украины интеллектуальный продукт, а просто тихо и мирно уйдет в историю, так по-настоящему и не состоявшись. Придете завтра в свой любимый магазин и прочитаете надпись «Книжный магазин закрыт, все ушли торговать колбасой», вот и все. Уверен, никаких демонстраций по этому поводу, даже шума в Facebook не будет, если опять не закроют сайт ex.ua.

В Украине это произойдет раньше, чем в остальном мире, что дает нам фору в поисках света в конце тоннеля, без попыток спасти то, что спасению не поддается. Что сгорит, то не истлеет. Альтернативы переходу на электронные книги, похоже, мы не имеем. Конечно, останутся какие-то эксклюзивные подарочные издания, детские книги, чтобы младенцы их кусали и т.д., книжники сейчас активно ищут, что именно, но бумажная книга станет предметом роскоши, а не первой необходимости, с этим не поспоришь.

Однако рынок бумажных изданий может не умереть окончательно. Во-первых, уже оцифрованных пиратами книг много кому хватит для чтения надолго. Максим Мошков, владелец первой российской онлайн библиотеки, прекратил ее развивать и наполнять, когда осознал, что 20 Гб текстов - это приблизительно 20 тыс. томов, ассортимент крупного магазина, и ему не перечесть всего этого массива до конца жизни. Но природа не терпит пустоты, на рынке пиратских сайтов сразу же нашлись последователи. Во-вторых ... собственно, второго нет. Ведь единственный метод фильтрации этого океана текстов, который до сих пор используют пираты, - это сканирование бумажных книг. Или даже честная покупка электронных вариантов на сайтах бумажных издательств. Это гарантирует им то, что это действительно книга, а не сгенерированный роботом текст поискового оптимизатора на запрос «Бритни Спирс без одежды». То есть им тоже необходимо, чтобы произведения выходили на бумаге. Они даже настаивают, что их отношения с издательствами основываются на симбиозе, а не на паразитировании: мы, мол, рекламируем ваши книги, бесплатно раздавая их читателям.

Это в определенной степени является мифом. Такое рекламирование продукта приводит к его полному уничтожению. Если бумажное книгоиздание окончательно свернется, они рискуют остаться без работы, поскольку читатели у нас почему-то требуют не только классики, пусть ее и можно перечитывать всю оставшуюся жизнь, но и новинок, с которыми совершенно неясно, как быть. По крайней мере становиться издателями и подбирать из потока текстов стоящие публикации пираты не очень спешат. Попытаемся разобраться, может ли электронная книга существовать без своего бумажного эквивалента.

Без бумаги

В 2009 году автор этой статьи имел заказанный, но не принятый к печати текст книги «Очерки бурсы» на руках: он писал ее слишком долго, издательство успело обанкротиться. Впрочем, редактор неожиданно для него продолжила работу над текстом и вернула ему рукопись уже отредактированной. Выкладывать в сети текст, почти готовый к печати, ему стало жаль, там этого все равно никто не оценит, поэтому осталось только привлечь к проекту сумского дизайнера и харьковского корректора и получить на выходе книгу в формате PDF, стилизованную под выпускной альбом курсанта мореходного училища.

В неизбалованном отечественными е-книгами 2010-м этого оказалось достаточно, чтобы получить более 300 ссылок за сутки на выложенную на сайте самопубликации issuu.com демоверсию книги (с картинками, но без полных текстов), пусть этот сайт и предназначен для англоязычных электронных иллюстрированных журналов, так называемых е-зинов. Вполне достаточно было автору дать на него ссылку со своего блога, как процесс пошел. На момент написания этой статьи, то есть за два года, эту демоверсию полистали около 5,5 тыс. возможных читателей. Именно полистали и положили обратно на полку, если искать соответствий в «аналоговом» книгоиздании. Заказать полную версию можно было просто по e-mail. Кроме того, поскольку автор не был должен ни одному издателю, свой текст он распространял условно бесплатно, с оплатой постфактум.

Интересно, что именно из-за этого технологически примитивного способа распространения процент читателей, которые хотели оплатить книгу, был самым высоким несмотря на то, что они уже имели ее бесплатно: где каждый третий, переписываясь с автором, уже не хотел обманывать. Один из читателей даже немного пристыдил автора, поскольку для того чтобы оплатить 15 грн в предложенный способ расчета - через терминалы пополнения счетов мобильных операторов, - должен был ехать в соседний городок, что еще раз доказывает несовершенство подобных систем оплаты.

Стоило автору значительно, по его мнению, улучшить процесс и разместить книгу для свободного скачивания уже на специально разработанном для этого ресурсе, проплаты упали с каждого третьего скачивания до каждого сотого. Все было очень похоже на пиратские сайты, с которыми каждый знал, как себя вести, - качать «на шару». Но так тому и быть. За то время, что автор продолжал навязчиво рекламировать свою работу у себя в блоге, ее успело оплатить достаточное количество читателей, чтобы производство окупилось. Это еще одно не очень приятное открытие по электронной книге: она существует в природе, пока ее рекламируют, ибо, в отличие от бумажной, которая может тихо ждать своего покупателя на полке магазина, является объектом нематериальным. Поэтому замолчал, - исчез с горизонта навсегда.

Но самой интересной частью вынужденного эксперимента было то, сможет ли е-книжка без бумажного аналога продвигаться традиционными способами, то есть будут ли писать на нее рецензии в периодических изданиях, как это обычно делают, можно ли представить ее в магазине и т.д. Украинские критики оказались не снобами и согласились рецензировать и виртуальную книгу. За время распространения в электронном формате она получила около семи отзывов в прессе и тщательный анализ своего времяпростора в научной статье. Украинские магазины, в частности «Е», также согласились представить эфемерную книгу, которую нельзя пощупать на полке, как любую другую. То есть не обнаружили никакого превосходства по «не такой» форме книги.

Но главным результатом для автора стало то, что на текст, которым как рукописью не заинтересовался никто, обратило внимание сразу три издательства, так он еще и получил возможность выбирать выгодные для себя условия. В 2011-м книга вышла в издательстве «Темпора» в роскошном подарочном издании. На этом эксперимент «внепаперового» существования книги прекратился, поскольку условием издательства было убрать ее из свободного доступа в сети.

Без электронов

Конечно, не совсем без электронов, без полной версии электронной книги, удалось поэкспериментировать с традиционной интернет-рекламой, чтобы прояснить косвенное влияние сети на продажу бумажных книг в традиционных магазинах. Потому рекламировать то, за что пользователь не очень-то готов платить (незащищенные е-версии) как-то невесело и бесперспективно. Хорошо, что нашлось традиционное издательство, готовое с той же интернет-рекламой согласилось работать. Сложности заключались в том, что оно было полным противником любых е-версий, так как убедилось на собственном опыте, к чему это способно привести. Например, до 40 тыс. скачиваний на пиратском ресурсе и на порядок меньше продаж в магазинах. Договорились на изложении сокращенной электронной версии на специально разработанной для этого интернет-странице книги, содержащей ссылки на все точки продаж, а не на сайте самого издательства, чтобы обеспечить единство статистики и своевременное реагирование на всевозможные осложнения.

Оказалось, что баннерная реклама обычных бумажных книг, электронная версия которых была сокращена до одного раздела или рассказа из всей книги, зато дополненная полным списком магазинов, где эту книгу можно приобрести в реальном мире, иногда бывает достаточно эффективной. Почему иногда? Дело лишь в том, что реклама, к сожалению, - это искусство. И не гарантирует полностью повторяющихся результатов. Ее эффективность иногда зависит от удачного лозунга или красивых девушек на баннере больше, чем от содержания самого произведения и фамилии автора.

К сожалению, украинская книга, несмотря на определенные особенности конкурентной борьбы на книжном рынке, стоит так мало, что ее бюджеты не позволяют устраивать полноценные рекламные кампании. Скажем, когда вы видели последний раз рекламу книги в метро, если не считать стихов поэта Юхницы? Я - только два или три раза за последние десять лет. Баннерная же реклама в интернете ранее также требовала больших средств для своей эффективности. Но со временем, благодаря кризису, дешевела, и уже достигла того уровня, когда издательства могут позволить себе небольшую и энергичную рекламу сразу после появления новинок в магазинах за вполне приемлемые бюджеты. Нам иногда удавалось таким образом вывести новинки упомянутого издательства в топ-продаж книжных магазинов. Скажем, «Эд Стаффорд вдоль Амазонки. 860 дней. Невозможное задание. Невероятное путешествие», само название которой будто создано для интернет-рекламы, на нее хочется кликнуть даже на бумажной обложке. Остальное зависит только от привлекательности самого произведения. Именно тогда мы открыли для себя эффект «цыганской почты» - пользователи пересылают друг другу ссылки и скачивания продолжаются, даже когда баннеры уже не крутятся. Думаю, что так же происходит и в реальном мире, люди либо делятся прочитанным, или нет, но с совершенно другой скоростью. Что в интернете - месяц, в оффлайне - год.

Причудливое издательство

Полученных во время этих интересных опытов цифр оказалось достаточно для расчетов. В случае, если мы захотим включить эту «цыганскую почту» не только для бумажной книги, которая гарантированно рано или поздно продастся, но и для электронной, даже защищенные версии которой защищены от копирования очень условно (до первого хакера) и расчет за которую является для украинцев актом доброй воли, мы можем потратить на рекламу примерно такую же сумму, которую заплатили бы за изготовление бумажного тиража. Казалось бы, замкнутый круг, который разомкнулся лишь тогда, когда мы совершенно неожиданно пришли к выводу, что для того, чтобы электронная книга все-таки окупилась, она должна иметь ... печатную версию.

Пока мы занимались своими интересными опытами, другие специалисты продолжали свои, результатом чего стало значительное удешевление цифровой печати на заказ и возможность вписаться в психологически приемлемую для покупателя цену, пусть она все еще остается несколько дороже «правильной», «регулярной» печати большими тиражами.

Пожалуй, стоит пиратов сделать из врагов друзьями, воспользовавшись их возможностями свободного распространения информации, дописав к ней, где именно следует заказать печатную версию, им на самом деле безразлично, с рекламой или без. Экономятся эти бюджеты на рекламу, пусть хоть каждый 20-й читатель, ностальгирует по бумаге, закажет книгу. А книжки печатать именно на заказ, небольшими тиражами, что позволит наконец издать молодых талантливых авторов, которые уже совсем загрустили с кризисного 2008 года, потому издатели переключились исключительно на проверенные имена. Главной проблемой «обычного» течения вещей в книгоиздании нам кажется то, что книги и вложенные в них средства «замораживаются» на несколько лет на складе. И к тому же никогда нельзя определить заранее, сколько именно читателей вот у этого конкретного автора.

Первой ласточкой такого, на первый взгляд, странного подхода (условно свободная электронная и оплачиваемый бумажная книга одновременно) стала книжечка Ани Гераскиной «Его зовут Миша... Или звезды в макаронах». Для этого пришлось пойти на определенные жертвы и зарегистрировать издательство для печати на заказ. Но это такое. Главное, что «цыганская почта» таки включилась. Электронные книги продолжают скачиваться, бумажные заказываются, все по схеме. Полгода - полет нормальный. Скачано 736, заказано 194, книга все же имеет шансы выйти хотя бы на самоокупаемость. Возможно, это сработает не только у нас. Ибо главная нестыковка даже аскетического варианта е-книги, для телефонов в формате ТХТ, - все равно остается неотчуждаемая часть работы над текстом (редактор и корректор), даже если автор откажется от гонорара. Вечный бесплатный двигатель не будет функционировать, как бы этого хотели пираты.