Ежегодно на Рождественские каникулы Национальный дворец искусств «Украина» в Киеве принимает гостей сказочного новогоднего шоу. В этом году для юных зрителей также готовят театрализованные музыкальные представления, веселые конкурсы и аттракционы... Всего за время каникул на празднике новогодней елки побывают более 100 тысяч мальчишек и девчонок из всех уголков Украины... Известно, что будут задействованы все ресурсы и новейшее оборудование, чтобы на лучшей сцене страны произошло фантастическое сказочное действо. Над подготовкой шоу работают лучшие режиссеры и сценаристы, приглашены лучшие артисты...».

Такое симпатичное объявление появилось в интернете в середине декабря. И оно не одиноко - аналогичные «главные елки», только меньшего масштаба, в то же время проходят практически во всех городах. И далеко не только детские елки и представления - бесчисленные корпоративы, шоу-представления, программы ночных клубов и другие развлечения ждут взрослую публику. И начинаются они также на последней неделе декабря. Ну, а Новый год... За праздничными столами, щедро заложенными напитками и едой, собирается практически вся Украина. И гуляет, как говорится, на полную катушку.

А между тем у православных (к какой бы Церкви не принадлежали) и греко-католиков 28 ноября начинается Рождественский пост («Филипповка»), который длится вплоть до 6 января включительно. А пост предусматривает строгие ограничения в пище (исключаются мясные и молочные блюда и яйца) и запрещает употребление алкогольных напитков (разве что на День святого Николая и в воскресенье можно выпить бокальчик освященного кагора). Ну, а различного рода гульбища также однозначно относятся к разряду скоромного и в этот период являются грехом.

И что интересно: верующими себя считает более 2/3 взрослых граждан Украины, из них православных и греко-католиков - более 80%. Иначе говоря, не менее половины украинцев должна соблюдать Рождественский пост (а он, как и каждый пост, касается прежде всего очищения духа от повседневной суеты для постижения Вечного) и учить этому своих детей. Учитывая же чувства христиан, подавить веселье в это время должны и агностики и атеисты. Но нет - практически вся страна дружно грешит и не кается в этом.

Впрочем, перефразируя классика, можно сказать: христиане-миряне не так уж и виноваты, поскольку только суровый религиозный фундаменталист или пламенный фанатик способны строго придерживаться церковных канонов во время Рождественского поста. Такая ситуация сложилась исторически, и тугой узел календарного абсурда должны решать прежде всего иерархи и все священство украинских Церквей.

Поэтому об истории. С принятием христианства на Руси был введен так называемый юлианский календарь, тогда празднование Нового года приходилось на 1 марта. Позже постановлением Вселенского патриархата Новый год был перенесен на 1 сентября, исчисление же велось с момента «сотворения мира». Московия перешла на летоисчисление от Рождества Христова с 1 января 1700 года, а вот в Украине такой переход произошел значительно раньше - в XIV веке, когда украинские земли входили в состав Великого княжества Литовского, а частично - Речи Посполитой. Поэтому начало Нового года было перенесено на 1 января, а летоисчисление стало вестись от Рождества Христова еще в 1362 году. Попутно: до 221 года нашей эры день рождения Христа связывали с 25 марта - как с днем начала весны. А в 221 году Секстус Юлиус Африканус назвал именно 25 декабря Днем рождения Иисуса Христа, поскольку было вычислено, что между днем Благовещения и Рождеством как раз в этот день проходит 9 месяцев. Тогда еще единая Церковь приняла его аргументацию.

Переход украинских земель на европейское летоисчисление свидетельствуют, скажем, Летопись Самовидца и другие казацкие летописи и документы тех времен. Что интересно: некоторые авторы, которые жили на Левобережье во второй половине XVII века, приводят в скобках дату «от сотворения мира» - очевидно, чтобы было понятно московитам, ведь Гетманщина на автономных началах тогда вошла в состав Московского царства - но, как видим, со своими обычаями и своим календарем. Таким, как и во всей «культурной Европе» (именно этот аргумент был для Петра Первого решающим для перехода Московии на новый отсчет времени, и именно о Петре как о «великом реформаторе календаря» рассказывают по сей день некоторые искренне патриотические украинские издания).

Но... «Великий реформатор» забыл, что Европа (к которой он якобы стремился) давно уже живет не по юлианскому (введенному еще Гай Юлием Цезарем), а по григорианскому календарю (его ввел Римский Папа Григорий XIII). Переход на него начался еще в 1582 году. И сегодня не только «гражданский» мир, но и подавляющее большинство церквей пользуется Григорианским календарем, зато меньшая часть христиан придерживается Юлианского календаря, который не полностью согласуется с астрономическим временем (сейчас набежало уже более 13 суток отставание этого календаря от астрономического времени). Вот и имеем те абсурды, о которых уже говорилось...

Могут сказать: так что, православные украинцы должны отмечать католическое Рождество и отказаться от своих традиций? На самом деле словосочетание «католическое Рождество» (иногда добавляют: «и протестантское») - это такой же абсурд, как и привычные для православных веселые гоцалки во время Рождественского поста. На самом деле большинство православных патриархов, включая Вселенского, отмечают Рождество Христово именно 25 декабря. Речь идет о Антиохийской, Александрийской, Кипрской, Болгарской, Румынской, Элладской и ряде других православных Церквей, о православных Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана, Египта и других стран.

Более того, и часть верных Русской Церкви придерживается этой нормы. Ведь, скажем, Латвийская Православная Церковь Московского патриархата еще с 1920-х годов по благословению патриарха Тихона проводит рождественские богослужения ежегодно 24 и 25 декабря. И не только она. Правда, для сохранения самоуважения эти церкви не перешли на григорианский календарь - они создали так называемый новоюлианский, который почти не расходится с григорианским. И опять-таки попутное замечание: словосочетание «православное Рождество» проявляет некомпетентность того, кто им пользуется: существуют протестантские общины, которые также придерживаются юлианского календаря. И не только в Украине или в России, но даже в Швейцарии, более того - в Африке и в Океании...

Кроме того, если уж пошла речь о том, кто когда встречает Рождество, не стоит забывать о верующих Армянской апостольской Церкви, которые отмечают Рождество вечером 6 января. В этой Церкви Рождество празднуется одновременно с Крещением Господним под общим названием Богоявления. В Украине сейчас проживает около ста тысяч этнических армян, и большинство из них воцерковленные.

Но вернемся к главному сюжету. Позволю себе процитировать проректора Острожской академии Петра Кралюка: «Нынешний календарь, который мы имеем, - это гремучая смесь традиций, оставшихся нам от царской России и коммунистического СССР. С одной стороны, у нас православные праздники, отмечаемые по старому стилю и которые, благодаря этому стилю, отличают нас от «католической» и «протестантской» Европы.

С другой стороны, имеем набор классических советских праздников, некоторые из которых очень любит наш народ. Так, после веселого Нового года с песнями, танцами, переедание и попойками (все это происходит, напоминаю, во время поста!), мы начинаем праздновать праздники православные - Рождество Христово, святого Василия («старый» Новый год), Крещение. А дальше идет каскад типично советских праздников... После «мужского» 23 Февраля у нас не менее массово празднуют «женский» день - 8 Марта...» Список можно продолжить, причем советские праздники (или «прихватизированные» - с перевраным содержанием, например упомянутое Восьмое марта, которое отмечалось и отмечается в мире не застольями, а манифестациями за права женщин) чередуются с чисто христианскими, к которым значительное (если не преобладающее) число украинских людей относится как к хорошему случаю лишний раз хорошенько выпить и закусить.

Поэтому имеем в итоге серьезную проблему массовой «двойной морали» и, образно говоря, раздвоенности душ значительного количества украинских граждан, когда люди действуют одновременно и как верующие христиане, и как ожесточенные атеисты, не видя в том большой беды.

Бросается в глаза, что церковные деятели фактически с этим смирились, не находя возможности как-то помочь и отделываясь резонерством: мол, надо придерживаться канонов, и тогда все будет хорошо ... А между тем раздвоенность украинской души наглядно проявляет себя во всех сферах жизни: и в текущей политике (когда те же люди на выборах голосуют за список оппозиционеров, и одновременно - за кандидата-мажоритарщика от «партии власти»), и в геополитической стратегии (многие опрошенные социологами стремятся и в Таможенный, и в Европейский союз одновременно), и в культурной сфере (когда «отечественным» даже для немалого числа патриотов является кино, сделанное в России). Я далек от мысли, что корень всех этих проблем - в церковной сфере и в расхождении календарей. Но и недооценивать новогодне-рождественскую привычку к лицемерию нельзя. Все взаимосвязано, и сочетание несочетаемого в сакрально-символической сфере усиливает такие же тенденции в других сферах.

А есть ли выход? Неужели нет? Или может Украине, которая одной из первых стран с преимущественно православным населением начала отмечать приход Нового года 1 января (пусть и по юлианскому календарю), время сделать логический следующий шаг - и, наконец, начать на уровне православных и греко-католической церквей отмечать Рождество Христово не 7 января, а 25 декабря?