Впрочем, то же время расставляет все на свои места, и говорят, что даже генсека Брежнева вскоре будут считать «правителем эпохи Аллы Пугачевой».

Пусть там, но в современной Украине на право называться «совестью нации» от самого «независимого» начала претендовало немало культурного народа. И не обязательно почившего в Боге, то бишь в советских лагерях, как поэт Василий Стус, а «на свободе», как журналист Георгий Гонгадзе. Существовали и существуют фигуранты этой самой совести, которые недавно присягали на верность советской власти, а с начала 1990-х годов перекинулись на «независимую» сторону с почти теми же «совестливыми» постулатами. Среди них - сплошная «дружба народов» и защита буквы «г».

Но пока речь о пестром поколении, которое сформировалось во времени принятия Украиной «государственной независимости» и не захотело перенимать опыт номенклатурных родителей. Оно быстро выдвинуло на «голос поколения» харьковского поэта Сергея Жадана, а на организатора политического досуга - политолога Олеся Дония. Именно он, кстати, в своем манифесте «Поколение бархатной революции» заметил: «Мы отбросили деструктивную программу национального самоутверждения, поэтому не нужно возводить китайской стены, чтобы защитить свою национальную добродетель».

Итак, стены возведены не было, и поэтому наши юные культурники по очереди прыгали налево политической жизни, отстаивая собственные принципы сотрудничества уже не с советским режимом, а с его видоизменениями на региональных местах. Хотя со сцены революционного Майдана было слышно в основном певицу Руслану с Марией Бурмакой и Славка Вакарчука, вместо упомянутых литературных «голосов поколения» - как-то не очень. Правда, перед тем Андрухович стал одним из авторов «Открытого письма двенадцати аполитичных литераторов о выборе и выборах», который Жадан почему-то не подписал, хотя и побыл после того комендантом палаточного городка «оранжевых» в Харькове. «Янукович - это совок и блатняк, Ющенко - это шанс для культурного разногласия», - помнится, говорилось в упомянутом «Открытом письме ...».

И вот, наконец, наше настоящее, что отнюдь не изменило ситуации с «блатняком», но на защиту «культурного разногласия» становится все меньше культурнического людей. Точнее, никто не становится. Более того, «блатняком» нынешнюю культуру наши поэты с писателями не считают, щедро питаясь от руки того, кто испокон веков считал их родной язык за «наречие». По этому поводу, когда «один в поле воин» выступает в защиту своего собственного слова - родного поэтического, культурного, упоминается один-единственный патриотический поступок Ивано-Франковского поэта Олега Короташа. Узнав о том, что литературный проект «Рифмованные города» (запись на видео выступлений около двухсот молодых поэтов из 20-х городов Украины) создается на средства фонда Рината Ахметова, он запретил обнародовать видеозаписи своих стихов. «Мои стихи никогда не будут звучать за деньги палачей украинского народа», - отметил поэт в своем заявлении, которое распространено в социальных сетях.

Поступок Олега Короташа, согласитесь, весьма тенденциозный, но для политической среды, когда зашивают рот на площади как журналистам, так и рядовым избирателям. Зато печальную симптоматичность он обнаруживает совсем в другом лагере, пока культурном. Ведь ни один из участников этого проекта не поддержал поэта отказника, и вообще никак не прореагировал на его заявление. Почему же молчат наши поэты? Хорошо, они не считают Ахметова «палачом украинского народа», но, кажется, быть «совестью нации» так же не очень спешат. Более того, если взглянуть на список тех, кому были выделены средства из «донецкого» Фонда Рината Ахметова, то неожиданно обнаружим немало бывшего «патриотического» люда именно с Галичины, который до недавнего времени обеими руками отталкивали любой «блатняк» от национальной культуры. Здесь и «культовое» львовское издательство «Кальвария», которое на деньги «палачей украинского народа» устроило «Открытую платформу дебатов: Литература в украинском контексте», и львовский Форум издателей, в рамках которого на средства Фонда проводился Фестиваль переводов, и черновицкий фонд «Meridian Czernowitz», который за деньги Рината Ахметова принимал участие в Международном поэтическом фестивале в Колумбии, и лично поэт Андрей Бондарь из Каменец-Подольская (участие в том же колумбийском фестивале).

Поэтому, отвергая любые обвинения в федерализме, разжигании национальной розни и нелюбви к Радио «Шансон», по разъяснению одиночной патриотической позиции Олега Короташа можно отметить одно: даже пестрое наше культурное господство, выйдя из «независимых» 90-х и «революционных» двухтысячных, не способно видеть себя даже в гипотетической экстремальной ситуации. Поэт перестал быть «совестью нации», вместо этого давно уже полюбился с властью любой национальности, которая позволяет ему ездить по миру, выделяя крохи из партийного пирога. На чьи средства пекутся эти пироги - знать наша «культурная элита» не хочет, ведь в Европе, куда она стремить на средства Фонда Ахметова, печально Голодомор признан как факт геноцида, и поэтому даже русский язык давно уже перестал быть каким-то пещерным признаком «палачей украинского народа ». Поэтому место «совести нации» у нас всегда остается вакантным. Ну, не отдавать его, ей-богу, поэту, который не раз напоминает нам, что «международного» будущего без памяти об украинском прошлом не бывает.