Театрально-юмористические формы гражданской активности использовали в Украине еще на заре независимости. Речь идет о молодежном фестивале альтернативной культуры и нетрадиционных жанров искусства «Вывих», который проходил во Львове в 1990 и 1992 годах. В общественно-политическом плане на этих мероприятиях, конечно, доминировала антисоветская риторика и все, что с ней связано.

Сегодня к политхеппенингу в Украине обращаются не очень часто. Кризисное состояние общества усиливает общественное напряжение, в условиях которого преобладают прямолинейные и агрессивные протесты, а не творческие акции. Но, несмотря на то, что уровень использования театральных и юмористических форм социальной активности у нас пока ниже, чем в демократических обществах, в последние годы политхеппенинг в нашей стране постепенно развивается. Это тенденция. Ее, конечно же, во многом предопределила Оранжевая революция, которая содействовала расширению общественно-политической и информационной свободы.

Сегодня Украина нуждается театрально-юмористических гражданских акциях, поскольку высокий уровень социальной напряженности требует выхода. Но если этот выход тотально будет выражаться в прямолинейности и агрессивности, далеко наша политкультура не поедет. Политхеппенинг позволяет снизить общественный гнев против той или иной несправедливости, но одновременно правозащитная требовательность никуда не исчезает, а потенциал ее эффективности за использование творческих форм протеста явно не ниже, чем при прямолинейно-агрессивных акциях. К тому же следует учитывать, что с помощью последних можно достичь общественно-политического результата, но состояние социально-психологической неуравновешенности останется.

Еще одним важным вопросом является фон политхеппенинга. Он бывает разным. И не каждый из них может способствовать ослаблению агрессии в обществе. Например, юмористический и агрессивно-иронический фон - это нормально. А вот злая ирония или циничный сарказм - малоэффективны и могут вызвать обратный эффект. Они вряд ли снимут социальную напряженность, а кроме этого, они прямо или косвенно навязывают обществу нравственно неприемлемые модели поведения. Например, деятельность «Фемен».

Среди последних примеров украинской практики политхеппенинга можно вспомнить киевскую театрализованную акцию на Владимирском спуске, где общественные активисты присудили представителям власти антипремии за уничтожение местного самоуправления и убирали снег на улице в масках первых лиц государства и столицы.

Символической была акция 8 декабря в Донецке. На центральной площади шахтерской столицы местные жители пытались отправить президенту своеобразное послание: активисты акции привязали к воздушным шарикам программу Партии регионов, которая, по их мнению, является «лживой», и выпустили ее в небо с надеждой, что это письмо долетит до Межигорья, где Виктор Янукович сможет его прочитать.

Украинские партии очень редко обращаются к политхеппенингу, но 21 октября в Житомире неплохой пример показали активисты местного УДАРа. Они провели акцию «Не дай себя надуть, не верь пустым обещаниям». Идея мероприятия заключалась в том, что все обещания нынешней власти - это как воздушные шарики. Участники флешмоба пробивали воздушные шарики в знак того, что нельзя доверять пустым обещаниям.

Всего политхеппенинг у нас в основном используют на местном уровне, когда общественные активисты выходят протестовать по поводу проблем локального характера. Впрочем, проблемы часто имеют общенациональный оттенок. Это хорошая иллюстрация того, что гражданское общество и нормальное государство мы можем построить только «снизу - вверх», от общества к власти.