Если мы хотим жить в гражданском обществе, нужно развивать культуру политического участия. В частности культуру политического хеппенинга. Речь идет про театрализованные и юмористические формы политического поведения. Ведь такие мероприятия, убавляя уровень социальной напряженности, могут донести до власти и общества то, что обычным общественным акциям не под силу.

Есть три идеальные типы политкультуры: отстраненная, пассивная и активная. Последняя, уровень которой является зеркалом демократичности общества, подразумевает широкое участие граждан в деятельности политической системы. Одной из базовых составляющих активной политкультуры является протестное поведение. Оно может иметь различные формы, среди которых выделяется именно театрально-юмористический хеппенинг. К нему политолог Петр Олещук в своей работе «хеппенинг как технология интеграции в политический дискурс» пишет:

... Необходимо отметить, что политический хеппенинг - это своеобразная форма проявления политической активности в условиях медиатизации (рост объемов и роли процессов распространения информации, - авт.) политического процесса, когда любые политические действия вынуждены конкурировать в общественном информационном пространстве с массой различных политических и неполитических сообщений.

Для включения в политический дискурс акции должны качественно отличаться от других для того, чтобы завоевать свое место в медиапространстве. Данная задача может быть реализована, в том числе и средствами политического хеппенинг.

Существу политический хепенинг, который базируется на провокационном эффекте действий, направленных на разрушение политических стереотипов и проявление когнитивного диссонанса (внутренний конфликт, - авт.) вследствии сопоставления противоположных элементов общественного сознания.

Главная форма репрезентации хеппенинг происходит в юмористически-сатирических формах. Политический потенциал хеппенинга обусловлен тем, что данная акция может представлять политический смысл в завуалированной неполитической форме.

В основном реализация политических хеппенинг происходит в виде активности виртуальных политических проектов юмористически провокационного характера.

В западном мире хеппенинг уже давно используют в социально-критических акциях. Политические демонстрации, антивоенные манифестации, экологические и феминистские протесты - все эти мероприятия в Европе и США часто наполняют художественными элементами, которые отчетливо подчеркивают сущность той или иной проблемы. Еще в 1960-1970 годах в странах Восточной и Западной Европы уже был накоплен целый «репертуар» протестных техник, связанных с новой эстетикой глобальной поп-культуры. К примеру, международный день протеста против культуры потребления. Его отмечают ежегодно в двадцатых числах ноября, после Дня благодарения в США. В это время начинаются рождественские распродажи. Идею мероприятия придумал канадский рекламщик Тед Дейв 1992 года. В «День без покупок» проводят театрализованные шествия, спектакли, транслируют антирекламные ролики и публикуют антирекламные объявления.

Классической русской иллюстрацией политического хепеннинга можно считать деятельность «Партии любителей пива». 21 августа 1994 ее члены организовывали «разборку» баррикад, построенных из ящиков с пивом, а в 1995 году они направили Борису Ельцину на день рождения средства для снятия похмельного синдрома. Также можно вспомнить российскую «Партию диктатуры плюрализма», которая 1991 устроила церемонию «торжественного ельцинирования» в честь «чудесного спасения Ельцина из вод неведомой реки». Примером чисто юмористическим подходом к делу является движение «Субтропическая Россия», в программных целях которого были обещания о снижении температуры кипения до 50 градусов и повышения среднегодовой температуры в РФ до 20 градусов.