Но, так или иначе, этот праздник отмечает - еще с позднесоветских времен - большая часть украинцев.

А в то же время те мощные народные традиции, которые сформировались было вокруг новогоднего праздника за те века, что его отмечали на украинских землях (задолго до календарной реформы Петра I), в эпоху господства принудительного атеизма, к сожалению, мало кому известны.

Итак: Россия (собственно, тогда еще Московия) перешла на летоисчисление от Рождества Христова с 1 января 1700 года, а вот в Украине такой переход произошел значительно раньше - в XIV веке, когда украинские земли входили в состав Великого княжества Литовского, а частично - Речи Посполитой. Поэтому в 1362 году началом нового года было установлено 1 января и летоисчисление начали вести от Рождества Христова. Это наглядно свидетельствуют, скажем, Летопись Самовидца и другие казацкие летописи и документы тех времен. Что интересно: некоторые авторы, жившие на Левобережье во второй половине XVII века, приводят в скобках дату «от сотворения мира» - очевидно, чтобы было понятно московитам, ведь Гетманщина на автономных началах тогда вошла в состав Московского царства, но, как видим, со своими обычаями и своим календарем. Таким, как и во всей «культурной Европе» (а именно этот аргумент привел Петр как решающий для перехода Московии на новый отсчет времени...).

Но календарем и в Украине, и в Московии тогда пользовались юлианским, так как православные и греко-католики в те времена все, как один, жили по нему. Вот так и получилось, что с введением григорианского календаря в России и Восточной Украины (1918 год) появилось ож два Новых года - «главный» и «старый» ...

Новый год по юлианскому календарю приходится на два церковных праздника. 31 декабря установлен праздник в честь христолюбивой благочестивой знатной римлянки Мелании, которая жила в IV-V веках. 1 января - это праздник в честь Василия Великого (329-379 годы), архиепископа Кесарии Кападокийской, что в Малой Азии. Церковные источники характеризуют его как аскета, богослова и ученого, автора кодекса монашеской жизни.

Сегодня, поскольку мы в «светской» жизни придерживаемся более точного григорианского календаря, «Маланка» или «Меланка» (так издавна зовет народ этот праздник) приходится на 13 января, а «Василий» - на 14-е. Ну, а Рождество, как известно, - на 7 января по «новому» стилю, что означает 25 декабря по «старому». Но так было не всегда. Скажем, в XVII веке расхождение между двумя календарями было меньше и так называемое «православное» (хотя сейчас большинство православных церквей мира отказалась от юлианского календаря в том варианте, в котором он существует в нас) Рождество приходилось на 4 января по действующему уже тогда григорианскому календарю ...

Итак, в нашей стране 14 января - это сегодня первый день Нового года по «старому», или юлианскому, стилю. И на украинских землях, отмечу еще раз, Новый год зимой отмечают вот уже более 600 лет. Этнографы середины ХIХ - начала ХХ века зафиксировали традиции, сформировавшиеся за эти времена среди, так сказать, «простонародья» (об обычаях дворянства, шляхты - разговор отдельный). Важные моменты традиционного новогоднего праздника, исходя из этих записей, это - ритуальный стол, щедрование и посевание (обходы домов с поздравлениями, пожеланиями), гадания, командировки, веселье и забавы.

Канун Нового года своей обрядностью напоминает канун Рождества. Вечер в народе назывался щедрым, или богатым, что связано с обычаем готовить богатый праздничный стол, где в отличие от Сочельника обязательно были и скоромные блюда. На Новый год, так же как и на Рождество, носили «ужин», но на этот раз не родственникам и знакомым, а лишь сельской бабе-повитухе.

Накануне Нового года в крестьянском хозяйстве выполняли целый ряд ритуальных действий производственного характера (так называемая «хозяйственная магия»). В этот день было принято приучать к работе молодых лошадей и волов - их впервые запрягали.

Характерной особенностью новогоднего праздника в Украине было щедрование - церемониальный обход домов с пожеланием счастья членам семьи и процветания хозяйства. Этот обряд имел радостное, оптимистическое звучание.

Скажем, на Харьковщине утром 13 декабря с поздравлениями обходили дома отдельно мальчики и девочки (это называлось «меланковать»), а вечером со щедривками шли по селу взрослые девушки.

Новогоднюю ночь, так же как и рождественскую, считали волшебной, с ней было связано немало поверий. Среди них - о том, что в ночь с 13 на 14 января «открывается небо» и у Бога можно попросить что угодно, или «вода в колодцах превращается в вино». К Новому году, как и к празднику Купала, приурочены украинские предания и легенды о «горящих деньгах» и сокровищах. Существовали и определенные запреты. Так, у гуцулов в новогоднюю ночь не спали на печи, считая, что в эту ночь на ней танцуют Василий и Меланка.

Множество разнообразных обычаев и обрядов связано с праздником Василия. Выразительный аграрно-магический смысл имело «засевание», «посыпки», распространенные не только в Украине, но и у восточных славян в целом. На рассвете селом ходили посыпальники - мальчики 7-14 лет. В руках они носили мешочки или рукавицы, наполненные зерном. Заходя в дом, посыпальников осуществляли символическое сеяние.

Первых посевальщиков хозяйка сажала на пороге и разувала, чтобы «дома лучше куры неслись», а хозяин тем временем шел с кочергой к седалу и сганял кур, чтобы «начинали скорее нестись».

Кроме индивидуальных, были и оптовые посевальщики - так называемые «общества». Они выбирали из своей среды старшего. На Черниговщине главного посевальщика сажали на скамью, приговаривая: «Сядь же у нас и посиди, чтобы все хорошо садилося: куры, гуси, утки, рои и старосты!" Поэтому нередко юные посевальщики водили с собой еще и переодетого в козу «парня» с большими ушами, сделанными из колосков.

Традиционное новогоднее приветствие было таким: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю! К счастью, на здоровье, на Новый год! Чтобы лучше родило чем в прошлый год. Рожь, пшеница, горох, чечевица! Конопля к потолку, а лен по колени! Чтобы крестная головка не болела! "

Отмечен обычай, согласно которому первый посевальщик должен был обмолотить макогоном сноп ржи, стоявший в углу от Рождества. Это зерно давали курам - чтобы лучше неслись, или подмешивали к посевного зерна. Эта процедура должна выразительный аграрно-производственный характер. По окончании всех обрядовых действий хозяева угощали посыпальников, давали им яблоки, бублики, пирожки и другие лакомства, а часто и мелкие деньги. Зерно, его мальчики разбросали по комнате, хозяйка собирала и давала курам, чтобы лучше неслись, и другой домашней птицы.

Так же как на Рождество, на Новый год много где по Украине повторялось магическое «устрашение» деревьев топором: деревья подвязывали соломенными перевеслами или, изредка, шерстью (в Карпатах). В некоторых обрядовых действиях видим элемент целесообразного, ведь утепление стволов соломой и костер в саду помогали фруктовым деревьям перенести зимние морозы.

Можно назвать еще немало разнообразных обычаев и поверий, связанных с днем Василия в народном бытовом календаре. В этот день было принято поздравлять мужчин, которых звали Василием. На Закарпатье их трижды поднимали вверх. В некоторых регионах Украины в день Василия парни засылали сватов, надеясь на хорошие результаты в Новом году (магия первого дня). А свадьбу можно было производить только после святок, когда начинался новый брачный период, продолжавшийся до масляной.

А еще интересно, что украинцы не знали мифологического персонажа, который символизировал бы Новый год, подобного Пер Ноэлю или Санта Клаусу. В украинских сказках и демонологии встречается такой фольклорный персонаж, как Мороз, Морозко, Морозенко - старый лысый дед с большими красными губами, ледяными сосульками под носом, однако его не связывали с Новым годом. Вплоть до ХХ века ...

И еще одна вещь, связанная с народными традициями. Украина, как известно, исторически является страной с преимущественно христианской культурой. По разным социологическим опросам, сегодня от 60% до 80% населения относит себя к или различным христианским конфессиям, или к внецерковным христианам. И абсолютное большинство украинских христиан отмечает религиозные праздники согласно календарю, по которому именно в посленовогодние недели «придут к тебе три праздника в гости» - Рождество, Василия, Крещение ... И как по традиции, так и по всем церковным канонам в эти дни жаркие политические дебаты в украинской не слишком вежливой (мягко говоря) стилистике абсолютно недопустимы. Об этом следовало бы помнить отечественным политикам, особенно тем, кто упорно крестит себе лоб и любит позировать на фоне золотых церковных куполов.