«Красный круг, черное свастье - это знак Сварога в небесах», - поется в марше СНПУ, теперь всеукраинского объединения «Свобода». До появления в большой политике "Свободы" правые украинские партии традиционно декларировали лояльность к «традиционным» украинским христианским Церквям: УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ.

Этим они хотели продемонстрировать главное отличие от советского периода, когда единственным официальным религиозным партнером для власти считалась Русская православная церковь Московского патриархата. В этом заключалась суть религиозного плюрализма украинских «националистов», который удивительным образом сочетал элементы консерватизма с лозунгами восстановления «исторической справедливости». Большинство тогдашних светских, политических мероприятий включали, как правило, элементы показной религиозности. Создается впечатление, что между «профессиональными патриотами», государственными мужами и церковниками существовал какой-то неписаный договор, взаимовыгодный всем.

Эта констелляция претерпела существенных изменений с выходом на политическую арену «Свободы». И именно «свободовцев» трудно идентифицировать на предмет их конфессийности. Их риторика сводится к социальному и национальному, они также часто говорят о сохранении традиции, зато о самой «традиции» известно не так уж много. В программе партии, размещенной на официальном сайте, вопросу церковных отношений выделено аж одно предложение: «способствовать созданию единой украинской поместной церкви с центром в Киеве». Не указано, какой должна быть эта, с маленькой буквы, церковь, и должна иметь что-то общее с христианством - в отличие от западных «толерастов», свободовские идеологи решили не заморачиваться с христианским наследием. Кроме программы, можно вспомнить предвыборную риторику «Свободы», из которой следует: а) партия не атеистическая, потому что земля «своя, Богом данная» б) «московским попам» не место в Украине. Не густо, однако логично. Совместить традиционное для Украины христианство (а это, по идее, - прощение, мир, любовь и т.д.) с ультраправой риторикой всеукраинского объединения не под силу даже таким мастерам художественной слова.

Отношения крайне правых и левых с христианскими Церквами Европы прошли долгую и сложную историю. Не были исключением и политические процессы на территории современной Западной Украины. Причина этого лежит на поверхности - невозможность согласовать 10 заповедей с Декалогом украинского националиста. Чтобы не вдаваться в пространные исторические экскурсы, можно привести цитату классика отечественного национализма Дмитрия Штикала, чей труд «Над миром сияет крест меча» (1936 год) можно считать итоговым в контексте отношения украинского интегрального национализма христианства:

Для националиста - есть последователи националистической религии, - цель и счастье человеческой жизни лежит в предании себя целого своей нации. А мораль националистической религии такова: хорошо есть все то, что хорошо для нации, плохо все то, что есть плохо для нации.

Только там, где победит религия новейшего национализма, только там будет в состоянии торжествовать религия христианства. Но при одном условии: что церковь сознательно будет стремиться приблизить себя к национализму...

Национализм требует веры в нацию, а не в Бога. И в этом церковь должна идти плечом к плечу с украинскими националистами и никогда без них, а тем более против них.

С приходом советской власти радикальные националисты и их церковные оппоненты оказались по одну сторону сначала баррикад, а затем - колючей проволоки. В новейшие времена украинская греко-католическая церковь вместе с официальным статусом получила и неофициальный - Церкви-мученицы, появилась призрачная надежда на создание поместной православной церкви, а украинские правые политические силы считали правилом хорошего тона выражать поддержку «традиционным христианским Церквям».

Последние выборы показали полный провал этого. Избиратели все больше склонны поддержать радикальные действия для защиты «своего Богом данного», не часто задумываясь, что в эти слова вкладывают их избранники. Например, еще один тезис из программы «Свободы»: «возрождать традиционные украинские праздники». Для большинства украинских традиционным является понимание Пасхи как воскрешение Иисуса Христа, зато в ультраправых средах популярный тезис о возрождении природы, традиционный обрядовый цикл древних славян. Культивируется понимание украинской традиции как древних обычаев с поздним наслоением христианского учения. При этом эти «наслоения» не всегда воспринимают положительно. На форуме сайта «Свободы» (который, кстати, тщательно модерируют), кроме разговоров о наступлении русского православия, активно дискутируют о «враждебной природе христианства». Вот классическая цитата:

Поэтому я снял и выбросил на свалку с себя крест, на котором пригвожден жид, который уже тысячу лет учит украинский устами ксендзов и батюшек: «Не противьтесь злому, а кто ударит тебя в правую щеку твою, повернись к нему и второй.

Комментарии, как говорится, излишни. При этом высказывания на русском языке удаляют немедленно. Отсюда один шаг до рунвиривского термина «юдохристиянство», празднование Матери-Земли Покрова, Купала как солнцестояния и т.д. «Ведь мы произошли от Даждьбога»... Тем более, как говорил народный депутат Олег Тягнибок, нам с «жидвой» не по пути.

Не секрет, что радикально настроенная националистическая молодежь увлекается нацистской символикой (чтобы убедиться, стоит лишь загуглить любые фото или видео о народном депутате Михальчишине многолетней давности). До «ребрендинга» Социал-националистической партии Украины (СНПУ) и превращение ее в ВО «Свобода» это увлечение было присуще партии и на официальном уровне. В 2000 году они представили партийный символ - знак «Идея Нации». На сайте «Национал-революционного журнала «Ватра» до сих пор существует запись об этом знаменательном событии с ссылкой на главной странице.

Новый Знак с беспорядка полуразложившиеся общества выбирает благородных, мудрых, мужественных, чистых от инородных примесей, обремененных давно несостоятельными противоестественными идеями. В поле магического действия Знака из этих качественных составляющих творится действующая модель будущего совершенного общества.

Л.Мартинюк избран в ВРУ по списку ВО «Свобода». Про чужеродные примеси и противоестественные идеи знают, наверное, лишь приближенные, нам остается только догадываться.

История знает случаи, когда Церковь толерантна до поры до времени, пока становится ненужной или даже начинает мешать своим недавним политическим союзникам. Когда она перестает «правильно воздействовать» на электорат, его просят устраниться из общественных процессов.

История также знает случаи, когда выжившие на первый взгляд идеи восстановления язычества или создание квази-религии на основе национальной и расовой теории явью. И не где, а в цивилизованной европейской Германии.

В истории также были случаи, когда политические силы после избрания в парламент так и не становились умеренными. А просто, учитывая увеличение электоральной поддержки, больше не считались маргиналами.

А потому закономерно возникает вопрос, не был ли недавний конфликт фракции «Свободы» в городском совете с Украинским католическим университетом лишь цветочками, после которых мы получим ягодки в виде очередных визитов в детские сады? Только в следующий раз тема лекций будет не «украинские имена», а «как хитрые евреи господствуют над белой расой с помощью рабской религии - христианства». Хотя вряд ли такое электорат может и не проглотить. А вот какую антиклерикальную истерию или обвинения духовенства в непатриотизме - легко. Народ жаждет зрелищ, а «гнать синежопую банду» все-таки страшно.

Вместо эпилога

Приходит в голову «классический» образ маршрутки. Внутри - символика «Свободы». С репродукторов звучит «Ретро-FM», а водитель-патриот «русским» матом стимулирует пассажиров платить за проезд. При этом упорно не замечает на остановках еще живых борцов за свободу Украины, потому что, что с них взять ...