«В этом случае прибыль не является чем-то отраженным в бухгалтерии, - откровенно признался Коломойский в одном из интервью, комментируя собственные медиа-активы. - Это еще и инструмент влияния». На сегодня в сфере влияния господина Коломойского находятся, в частности, информагентство УНИАН, газета «Известия в Украине», интернет-издания «Главред» и медиа-группа «1+1» (телеканалы «1+1», «1+1 International», «2+2», «ТЕТ», «Плюсплюс» (бывший «Сити»), «УНИАН-ТВ» и ряд сайтов.

Днепропетровский бизнесмен всегда относился к Партии регионов с большой осторожностью, а иногда и поддерживал, как, например, во время президентских выборов 2004 года, когда, по словам самого Коломойского, весь крупный бизнес «добровольно-принудительно» оказался на стороне Виктора Януковича. Сейчас так же поддерживать власть заставляют журналистов подконтрольных осторожному предпринимателю СМИ.

Трансформации медиа-активов Коломойского начались еще в 2010-м и продолжались более года. В течение этого времени закрылся целый ряд критичных к власти СМИ, принадлежащих олигарху: журнал «Главред», ежедневки «Новая», популярная в столице и ряде региональных центров «Газета по-киевски». Также был ликвидировано общественно-информационное вещание на столичном телеканале «Сити», который в конце концов превратился в транслятора советских мультиков под названием «Плюсплюс». Примечательно, что все эти метаморфозы совпали по времени с наездами власти на бизнес-активы Игоря Коломойского, которые прекратились, как только олигарх облегчил свой медиа-портфель.

Ботинок с елкой

Недавно редакторы сайта известного информагентства страны УНИАН публично заявили о цензуре. Они сообщили, что руководство ресурса оштрафовало редакторов сайта УНИАН Любовь Жаловагу и Валентину Романенко на 200 грн каждую за обнародование новости «На Банковой - пикет: Януковичу принесли ботинок с елкой».

Как рассказали редакторы впоследствии, еще задолго до их первого заявления руководство УНИАН наложило табу не только на «неприятные» сообщения о Викторе Януковиче, но и на «плохие» новости о лидере коммунистов Петре Симоненко. В августе - сентябре с ленты агентства редакторы вынуждены были снимать новости вроде «Симоненко забросали яйцами и гнилыми фруктами», «Регионал подал в суд на журналиста через пост в сети», «С журналисткой, которая тайно проникла в «Межигорье», вдруг пропала связь»...

«Когда пришла новая команда руководителей, нам сказали, что изменения редакционной политики не будет, - рассказывают работники УНИАН. - Потом начались указания. Становилось все труднее». Руководство агентства сменили в мае, к тому же со скандалом. Александра Харченко, который долгое время возглавлял эту медиа-структуру, сместили с кресла главного редактора, затем 47 работников УНИАН подписали заявление с требованием вернуть ему рабочее место. В тоже время в агентстве появилась еще одна должность - шеф-редактор. Ее занял Михаил Ганницкий, ранее, кстати, работал главредом интернет-версии газеты «Сегодня», принадлежащей Ринату Ахметову. Кроме Ганницкого, в информагентстве есть еще три начальника: президент Олег Наливайко, гендиректор Вадим Осадчий и руководитель интернет-проектов Николай Кондратенко (тоже бывший работник «Сегодня»). Осадчего на УНИАН «делегировало» руководство медиа-группы «1+1» (он до сих пор является руководителем интернет-проектов «плюсов»).

Преодолеть страх

По словам госпожи Жаловаги, в новости о пикете на Банковой, которая стала последней каплей для редакторов, не было ничего, что скомпрометировало бы Виктора Януковича. «Но руководители были так запуганы, что распорядились снять эту информацию», - отмечает редактор сайта. Сначала они пытались разрешить ситуацию тихо. Работникам предложили «испытательный срок», в течение которого те должны вести себя «вежливо», в таком случае они могли бы избежать штрафов, впоследствии обратились даже к шантажу. Впрочем, все это не помогло сохранить ситуацию в тайне. Редакторы посоветовали своим «боссам» вернуться к определенному статус-кво. «Мы предложили забыть этот разговор, если информация вернется на сайт и больше не будет давления на журналистов, - объясняет выпускающий редактор. - Или мы будем делать заявление ... Потом было заявление». Хотя этот шаг был непростым, подписали его все редакторы сайта УНИАН: Любовь Жаловага, Александр Волынский, Валентина Романенко, Роман Романюк, Наталья Овдиенко и бильд-редактор Наталья Негрей.

«Человека можно гнуть, но до какого-то предела, - объясняет решение коллектива Роман Романюк. - Потом он или ломается, или выпрямляется». За свои права нужно бороться, убеждена Любовь Жаловага: «Сейчас коллеги часто спрашивают меня: «Что будет дальше?» Я отвечаю, что все важное уже произошло. Мы заявили о цензуре. Мы не испугались».

Хотя вопрос «что дальше?» все-таки остается актуальным. Коллектив интернет-ресурса убежден, что после неопровержимых фактов цензуры руководство УНИАН в идеале должно подать в отставку. Или хотя бы созвать собрание трудового коллектива, признать свои ошибки и пытаться объясниться с коллективом - условием понимания, конечно же, является отказ от цензуры. Однако пока сверху ограничиваются заявлениями о том, что работники «восприняли попытки сделать информационные продукты УНИАН нейтральными, действительно независимыми и внеконтекстными как цензуру или практику ущемления свободы слова».

«Плюсы» без чувства юмора

О настоящей нейтральности и независимости могут только мечтать и журналисты пидкронтрольной Коломойскому медиа-группы «1+1». «У нас нет цензуры», - заверил один из журналистов Телевизионной службы новостей. К сожалению, совсем о другом свидетельствуют систематические заявления его коллег. Два года назад 15 журналистов «1+1» подписали письмо, в котором прямо обвиняли руководство канала в цензуре. «Нам запретили освещать определенные темы и события. Наши сюжеты, в которых есть критика действующей власти, по политическим соображениям снимают с эфира, - рассказали они. - Окончательное решение о выходе материала в эфир принимает не редактор выпуска и даже не шеф-редактор ТСН, а генеральный директор 1+1 ». Тогда руководство канала факт цензуры опровергло.

В 2012 году «плюсы» продолжили привычную уже политику. «В выпуске ТСН, который начался сообщением о вопиющем случае в Виннице - медведь в зоопарке покалечил ногу смотрителю!, - буквально несколькими словами сообщили, что в Киеве открылся конгресс газетчиков, и Виктор Янукович его поприветствовал, - описывает «Телекритика» освещение на «1+1» протеста журналистов против цензуры, который состоялся во время форума. - В 23:45 в итоговом выпуске новостей, который смотрят только те, кто не спит, канал вдруг «прозрел» - оказалось, что «в начале выступления президента журналисты движения «Стоп цензуре» подняли плакаты о притеснениях свободы слова». Впрочем, в новостях на телеканале «забыли» упомянуть, что охранники вырывали плакаты из рук журналистов, поэтому акция протеста в освещении «плюсов» превратилась в свидетельство свободы слова, поскольку журналисты вроде могли спокойно развернуть плакаты и не быть при этом задержанными.

В чем-то ситуация даже ухудшилась. Например, «плюсам» стало не до шуток. Еще полтора года назад журналисты «1+1» замечали оговорки Виктора Федоровича, о чем свидетельствуют новости на сайте ТСН (вроде сообщения от 19 января 2011 года «Янукoвич оконфузился, приглашая японцев в Украину»). Однако впоследствии президент «поумнел», поскольку последней подобной новостью веселой серии стало прошлогоднее сообщение о том, что «Янукович перепутал барометр с флюгером, а климат - с погодой». В 2012 году зрители ТСН уже не узнали даже, как важно, по мнению президента, не просто читать отчеты губернаторов, но и тщательно изучать ситуацию на местах - «увидеть своими руками, глазами прикоснуться».

Гендиректором группы каналов «1+1» является бывший тележурналист Александр Ткаченко, который, по мнению экспертов, фактически руководит всеми медиа-активами Коломойского. «Это личная ответственность Ткаченко за разрушение медиа, которые создавали другие люди, - описывает ситуацию на «плюсах» и в УНИАН исполнительный директор Института массовой информации Виктория Сюмар, - Бывшие звезды политической журналистики, такие как Ткаченко, позволяют себе превращать медиа в желтые издания». «Желтизна - это не только «джинса» и свойственна 1+1 «расчлененка», это заигрывание с властью, - констатирует эксперт. - Какие-то договоренности, которые идут, возможно, от Коломойского. Возможно, от кого-то другого... »

Сам господин Коломойский когда-то говорил: в редакционную политику своих медиа он не вмешивается. Комментируя "Украинской правде" выполнение УНИАНом функции «информационного рупора группы компаний «Приват», бизнесмен отметил: «Сайт УНИАН выполняет интересы не группы «Приват», а тех, кто приходит на сайт УНИАН и, допустим, получает там информационную поддержку. Они о чем-то договариваются с теми, кто управляет». Из этого заявления следует, что за «джинсу» и цензуру в СМИ бизнесмена отвечают абстрактные люди, которые «о чем-то» договариваются с руководителями проектов.

Какие дивиденды будет иметь Коломойский от заигрывания с властью, можно только догадываться... Например, два месяца назад украинские СМИ констатировали: «Янукович подарил Коломойскому подстанцию». Кабмин принял решение, согласно которому ферросплавные заводы группы «Приват» будут получать электроэнергию по низкому тарифу. «Логического объяснения такому шагу власти у меня нет», - констатировал тогда один из членов комитета ВР по вопросам ТЭК.

Игрушки в руках власти

«Кто из нас большее чудовище? - спрашивал у подчиненного владелец медиа-империи Ромбаль-Коше во французской ленте «Игрушка». - Я что, приказал вам раздеться? Или вы готовы обнажить свой зад?» К сожалению, над этим вопросом ежедневно приходится задумываться не только подчиненным Коломойского.

«Когда мы поняли, что в УНИАН меняются правила игры, остались на работе, поскольку ситуация на медиа-рынке Украины такова, что нельзя уволиться и просто перейти в демократическое издание, - говорит Любовь Жаловага. - «Украинская правда», «Тиждень» и ТBi не резиновые». Решившись на протест, редакторы не знают, что будет завтра. Будет ли у них работа и деньги на жизнь. И не жалеют. «То, что мы сделали, - вопрос совести», - свидетельствуют редакторы, выражая надежду, что их примеру последуют другие журналисты.

P.S. Следствием "цензурного" скандала в УНИАН стали кадровые ротации, в частности Николай Кондратенко был отстранен от исполнения обязанностей главного редактора сайта.